Авто вопросы

Когда родился автомобиль?

Когда родился автомобиль?Когда появился первый в России автомобиль? Такой вопрос задают в своих письмах многие наши читатели. Мы пригласили в редакцию преподавателя Московского автодорожного института Валерия Ивановича Дубовского. Он уже много лет собирает материалы по истории отечественного автомобилестроения и охотно согласился ответить на этот вопрос.

С появлением двигателя внутреннего сгорания в Европе одна за другой стали предприниматься попытки создания самодвижущегося экипажа с таким мотором. Почти в каждой стране был свой изобретатель автомобиля. Австрийцы утверждали, что это был Маркус, французы считали им Деллямарде — Бутевилля, англичане верили в приоритет Батлера, а немцы придерживались мнения, что первым оказался Бенц.

А кто же в России был первым? Имеются сведения, что в 1882-1884 годах Путилов и Хлобов построили коляску с бензиновым мотором. Но кроме этого факта ничего больше не известно. Может быть, дальнейшие исследования позволят найти дополнительные доказательства в пользу этих изобретателей?

Инициатором автомобильного дела в нашей стране был лейтенант военно-морского флота Евгений Александрович Яковлев. Еще в 1884 году он начал эксперименты с двигателями внутреннего сгорания, а в 1891 году основал в Петербурге первый русский завод керосиновых и газовых двигателей. Его продукция демонстрировалась в 1893 году на Всемирной выставке в Чикаго. На ней Е. А. Яковлев и П. А. Фрезе, владелец каретной мастерской в Петербурге, познакомились с автомобилем «Вело». Эту необычную на первый взгляд машину представил на выставку немецкий завод «Бенц».

Оба изобретателя загорелись идеей постройки автомобиля. Работа над ним началась в 1895 году. Двигатель и трансмиссию изготовил Яковлев, а ходовую часть и кузов — Фрезе.

Автомобиль Яковлева представлял собой обыкновенный двухместный экипаж типа «фаэтон». Внушительный кожух, громоздившийся в задней части машины, скрывал под собой четырехтактный горизонтальный одноцилиндровый двигатель. Его конструкция не отличалась сложностью: зажигание осуществлялось от батареи сухих элементов, а карбюратор был простейшего, испарительного типа. При рабочем объеме около 860 см3 мотор Яковлева развивал мощность полторы — две лошадиных силы. От двигателя вращение передавалось на дифференциал посредством двух резиновых ремней. Эти ремни при помощи двух рычагов можно было перемещать с одних шкивов на другие, достигая таким образом перемены двух передач и холостого хода. Заднего же хода не было.

Подвеска колес и сами колеса имели много общего с тогдашними каретами. Правда, отдавая дань времени, Фрезе снабдил колеса сплошными резиновыми шинами. «Безлошадный экипаж — можно было остановить либо ручным тормозом, либо ножным, который действовал на трансмиссию. Машина Яковлева и Фрезе весила 300 кг; ее оборудование включало складной кожаный верх, два керосиновых фонаря и сигнальный рожок с резиновой грушей. Несмотря на маломощный мотор, она могла развивать скорость до 20 верст в час, а запаса горючего хватало на 200 верст пути. Стоила эта машина 1500 рублей серебром.

Постройка первого русского автомобиля была закончена в 1896 году, и тогда же он с успехом демонстрировался на Всероссийской промышленной выставке в Нижнем Новгороде.

К сожалению, сам Яковлев через три года умер. Его моторный завод в 1906 году перешел в собственность общества «Вулкан», строившего двигатели внутреннего сгорания.

Экипажная фабрика «Фрезе и К0» в 1900 году взялась за выпуск, правда, в малых количествах, электромобилей и грузовиков. Там даже был построен опытный троллейбус и небольшой автобус. Но возможности этого предприятия были ограниченными, и с 1906 года оно делало только легковые кузова, которые ставились на шасси импортных легковых машин. Четыре года спустя кузовное производство Фрезе перешло в собственность Петербургского отделения Русско — Балтийского завода.

Но какова бы ни была судьба его создателей, «безлошадный экипаж» Яковлева и Фрезе явился по существу первым в России бензиновым автомобилем.

Похожие новости:

    None Found

Метки:

Нет комментариев.

Добавьте свой комментарий